21 ноября 2017 г. в 40 день по преставлении архимандрита Наума (Байбородина), духовника Троице-Сергиевой Лавры, епископ Анадырский и Чукотский, Матфей отслужил чин панихиды на родине старца

IMG-20171123-WA0001В Михайло-Архангельском женском монастыре с. Малоирменка молитвенно почтили память приснопоминаемого архимандрита Наума (Байбородина), одного из старейших насельников Троице-Сергиевой Лавры, на 40-й день по его преставлении. С. Малоирменка – родина старца Наума. Панихиду в монастырском храме совершил архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий.  На панихиде молились:  епископ Искитимский и Черепановский Лука, епископ Каинский и Барабинский Феодосий, епископ Анадырский и Чукотский Матфей, епископ Колыванский Павел и епископ Карасукский и Ордынский Филипп.

Известный по всей России старец и духовник архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Отпевание и чин погребения старца были совершены 15 октября.

С помощью своих духовных детей архимандрит Наум опекал обширную сеть общин и монастырей, которые до сих пор считают старца своим духовником. Батюшка регулярно выезжал в некоторые епархии, например в Ивановскую, Новосибирскую, Алма-Атинскую, Вологодскую, Красноярскую. Он благословлял верующих съездить пожить и потрудиться во многие монастыри России ради их восстановления. Духовная жизнь многих монастырей начинала активизироваться и развиваться, когда по благословению архимандрита Наума туда прибывали группы монахов и послушников для организации монастыря. К примеру, в Новосибирской епархии возникла монашеская община в деревне Мало-Ирменка Ордынского района, на родине отца Наума. Сюда о. Наум неоднократно отправлял и множество обездоленных ребят, потерявших себя в жестоком мире. Неоднократно помогал он монастырю, организуя для строительства посылку стройматериалов и других необходимых вещей.

Архимандрит Наум - 1К нему шло множество людей, зная, что батюшка поможет решить конкретные вопросы, подскажет, даст совет. Под руководством отца Наума в тихой и мирной пристани для немощных душ человеческих возрастали духовно его ученики, впитывая в душу свою любовь, мудрость и смирение своего духовного наставника.

Дело спасения есть искусство искусств и наука наук – как же можно обойтись тут без учителя? Само установление старческого окормления, то есть всецелого подчинения своей воли воле старца, имеет основание и пример Христа Спасителя, Который первый Своею земною жизнью так ясно доказал необходимость послушания. На это указывает и апостол Павел, говоря, что «Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти» (Фил. 2, 8). Следовательно, тот, кто свою волю подчиняет воле духовного наставника, подражает Христу».

Кто приходил со смирением и верой, что Бог молитвами и советами старца поможет им в делах, тех принимал отец Наум быстрее и говорил полезное для них. А, кто без страха Божия и без веры приходил, просто, ради любопытства или празднословия, тех совсем не принимал. Таким он говорил: «Я ничего не знаю, я грешный и больной человек, как и все. Что я, прозорливый какой что ли?»

Однажды среди беседы о нравах людей отец Наум сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать – они по гордости не вынесут ни замечания, ни выговора. А других по их смирению можно».

Много положил трудов отец Наум на воспитание паствы. Говорят, что добрая половина его духовных чад живет высокодуховной жизнью, как бы войдя в негласный монастырь в миру.

При общении с батюшкой наглядно ясно становилось без лишних слов: душа живет вечно, со смертью наша жизнь не кончается, душа — это весь человек, истинный, внутренний. Все, кто слушали о. Наума, обычно удивлялись простоте и понятности того, о чем он обычно назидал, о сложном простым, доступным языком как о чем-то обычном, всем давно известном.

IMG-20171123-WA0003

IMG-20171123-WA0010 copy