В Страстную седмицу в кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы епископ Анадырский и Чукотский Матфей совершил торжественные богослужения. Правящему архиерею сослужило соборное духовенство.
Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.
Великий понедельник
В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-22), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Великий вторник
В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников (Мф. 23:1-39), а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15-22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23-33), также о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах (Мф. 25:1-13) и талантах (Мф. 25:14-30).
Великая среда
В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 серебренников (Мф. 26:14-16). Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению (Мф. 26:6-13).
Великий четверг
В Великий четверг христиане вспоминают четыре события:
- Тайная вечеря(Мф. 26:20-29).
- Омовение Христом ног ученикам(Ин. 13:3-17).
- Молитва Христа в Гефсиманском саду(Мф. 26:36-46).
- Предательство Иуды(Мф. 26:47-49).
- Плащаница, положенная на «гробнице»
Великая пятница
Воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя (Мф. 27:1-56).
В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».
В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа.
Великая суббота
Воспоминание о погребении Иисуса Христа (Мф. 27:57-60), пребывании Его тела во Гробе (Мф. 27:62-66), сошествии Его душею во ад и возвещении пребывавшим там победы над смертью. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.