Митрополит Климент и епископ Матфей совершили чинопоследование с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым

Вечером 12 марта, митрополит  Калужский и Боровский Климент и епископ Анадырский и Чукотский Матфей совершили первое в этом году чинопоследование с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым (чин пассии) в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Анадыря.

Владыкам сослужили клирики Анадырской епархии: иерей Сергий Кармашев, секретарь Епархиального управления; иеромонах Стефан (Кашин), руководитель Миссионерского отдела; протоиерей Сергий Трофимович, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора; протоиерей Василий Кондраш, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери пос. Угольные Копи; протоиерей Иоанн Симулик, настоятель храма прп. Серафима Саровского г. Билибино, благочинный Билибинского района; протоиерей Евгений Андриевский, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы г. Певека, благочинный Чаунского района; иеромонах Серафим (Носырев), настоятель храма св. Архангела Михаила с. Лаврентия, благочинный Чукотского района;  иеромонах Матфей (Козлов), и.о. настоятеля храма свт. Николая Чудотворца пос. Беринговский; диакон Максим Ашихмин, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора; а также клирики Калужской митрополии: иеромонах Макарий (Комогоров), помощник Председателя Издательского совета РПЦ; иерей Андрей Степанов, ведущий специалист Секретариата внешних связей Сектора выставочной деятельности ИС РПЦ; протодиакон Сергей Комаров, руководитель пресс-службы Калужской епархии.

За богослужением был прочитан евангельский отрывок Страстей Господних написанный апостолом от 12-ти и евангелистом Матфеем.

Пассия (греч. «страдание») — Самая поздняя по времени возникновения православная служба, была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Совершается Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о Страданиях Христа. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен«Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.

Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия – порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.

Православное понимание сопричастности Страданий Господа выражается, прежде всего не во внешнем переживании распинаемому Христу, а в готовности следовать Ему, по  словам апостола Павла, распиная плоть свою «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). То есть напоминание о Страданиях Христовых должно приводить православного человека к обращению внимания на свое собственное духовное состояние. Пассия призывает человека заглянуть в свою душу и понять насколько он готов добровольно взять свой крест и следовать за Христом, насколько он готов простить своих обидчиков, бороться со своими страстями и греховными порывами.