Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Анадыре

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Преосвященнейший Матфей возглавил богослужения в кафедральном соборе. Владыке сослужили клирики епархии: прот. Сергий Трофимович, иером. Стефан (Кашин), иерей Сергий Кармашёв, иерей Александр Лобанов, диакон Сергий Гаранин.

Успение Богородицы — один из двенадцати главных праздников православной церкви. В этот день верующие празднуют победу вечной жизни над смертью. Предшествует празднику — Успенский пост, единственный, посвященный Божией Матери, окончание которого в народе знаменует наступление осенней поры. Богородица является самым почитаемым и самым священным лицом после Спасителя. Именно ей воздают особую честь и поклонение все христиане. Бесчисленные храмы и монастыри были воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время службы в этот день вспоминают жизнь, деяния и кончину Богородицы. Духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы, читает пред ней молитвы, а затем обносит ее вокруг храма. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви.

Вечером воскресного дня в кафедральном соборе был совершён чин погребения плащаницы.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами. Согласно Нового Завета, после Вознесения Иисуса Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14). Канонические тексты не сообщают ничего о смерти Богородицы. Церковный историк Никифор Каллист (14-й век) подробно изложил предание, которое передаёт обстоятельства Успения Божией Матери.

Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир. Святой град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона, или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас. Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе — в долине Иосафата.

Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, .где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело.