Главная / Новости и события / Анадырь / Экпозиция выставки «Милосердие в истории. Вклад Великой княгини Елисаветы Феодоровны в деятельность Российского Общества Красного Креста» в Окружном доме народного творчества

Экпозиция выставки «Милосердие в истории. Вклад Великой княгини Елисаветы Феодоровны в деятельность Российского Общества Красного Креста» в Окружном доме народного творчества

55 просмотров

Распечатать Распечатать

Предоставленная Фондом содействия возрождению благотворительности и милосердия «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» баннерная выставка «Милосердие в истории. Вклад Великой княгини Елисаветы Феодоровны в деятельность Российского Общества Красного Креста», закончила экспонироваться в Доме народного творчества городского округа Анадырь. По согласованию с Анадырской и Чукотской Епархией для групповых экскурсий было предусмотрено сопровождение просмотра баннеров рассказом о жизненном подвиге преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и ее деятельности в России в период с 1884 по 1918 годы, направленной на становление и расширение благотворительных, социальных, образовательных и духовных учреждений, впитавших лучшие традиции милосердия. На экскурсиях успели побывать школьники, студенты, военнослужащие и представители силовых структур, жители городского округа и гости окружной столицы, почерпнувшие исторические сведения, касающиеся жизненного пути Великой княгини.

Родившаяся 1 ноября 1864 года в Германии наследница английской королевской и германской аристократической кровей, Элла, она же Елизавета Александра Луиза Алиса, принцесса Гессен-Дармштадтская, рано лишилась матери, великой герцогини Алисы. Ее отец Людвиг IV вскоре заключил морганатический брак с Александриной Гуттен-Чапской, а сестры Элла и Аликс воспитывались главным образом у своей бабушки, английской королевы Виктории в Осборн-хаусе. С малого возраста сёстры были религиозно настроены и участвовали в делах благотворительности, получали уроки по ведению домашнего хозяйства. Существенную роль в духовной жизни Эллы занимал образ святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой она была названа. Эта святая является родоначальницей герцогов Гессенских и прославилась делами милосердия.

3 июня 1884 года принцесса Гессен-Дармштадтская Елисавета венчалась браком в Большой церкви Зимнего дворца с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III. С того момента принцесса Елисавета стала именоваться Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

В 1888 году супружеская чета совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году Великая княгиня Елисавета приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

После назначения в качестве супруга московским генерал-губернатором в 1891, Великая организовала в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для «призрения законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после трагической гибели супруга 4 февраля (17 февраля по новому стилю) 1905 года от рук террориста была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.

С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлёвском дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов, где готовили бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

В письмах Елизаветы Фёдоровны к Николаю II великая княгиня предстает сторонницей самых жестких и решительных мер в отношении любого вольнодумства вообще и революционного терроризма в частности. «Неужели нельзя судить этих животных полевым судом?» — спрашивала она у императора в письме, написанном в 1902 году вскоре после убийства Сипягина, и сама же отвечала на вопрос: — «Необходимо сделать все, чтобы не допустить превращения их в героев … чтобы убить в них желание рисковать своей жизнью и совершать подобные преступления (я считаю, что пусть бы он лучше заплатил своей жизнью и таким образом исчез!). Но кто он и что он — пусть никто не знает… и нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет».

После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту председателя Императорского Православного Палестинского общества, исполняя эту должность с 1905 по 1917 год.

В 1908 году на личные средства он выкупила участок с обширным фруктовым садом на Большой Ордынке в Замоскворечье к югу от Московского Кремля и в 1909 устроила Марфо-Мариинскую обитель милосердия с двумя храмами, Покровским и святых жен мироносец Марфы и Марии, сестры которой занимались благотворительной и медицинской деятельностью. При создании обители был использован как русский православный, так и лучший европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудриянестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из неё и создать семью. Они получали в обители психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку, причем им читали лекции лучшие врачи Москвы, а беседы проводили духовник обители отец Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий, канонизированный Русской Православной Церковью) и второй священник обители отец Евгений Синадский.

В обители оказывалась духовно-просветительская и медицинская помощь нуждающимся, которым не только давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко из семей, в которых не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), брали детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

При обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавали бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского обществаГеографического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое трущобное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей.

Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. Поддерживала отношения с рядом известных старцев того времени: схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) (Елеазарова Пустынь), схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом Алексием (Соловьёвым) (старцы Зосимовой пустыни).

Елизавета Фёдоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обителиВо время Первой мировой войны Елизавета Фёдоровна активно заботилась о помощи русской императорской армии, в том числе раненым в боях солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали, и в результате была обвинена в пособничестве немцам. При её участии в начале 1915 года была организована мастерская по сборке протезов из готовых частей, получаемых в большинстве из Петербургского завода военно-врачебных изготовлений, где имелся особый протезный цех. До 1914 года в России эта отрасль промышленности не развивалась. При личном участии Елизаветы Федоровны в 1916 году была начата работа по проектированию и строительству в Москве первого в России протезного завода, который до настоящего времени занимается выпуском комплектующих к протезам. Елизавета Фёдоровна состояла почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В 1910 году она вместе с императрицей Александрой Фёдоровной взяла под своё покровительство братский храм в Бад-Наугейме (Германия). Она с 1913 гда являлась Почётным членом Императорской Санкт-Петербургской (Петроградской) духовной академии, августейшим шефом Киевского гренадерского полка. При ее непосредственном участии в Москве в селе Всехсвятском (вблизи метро Сокол) было заложено братское воинское кладбище, где похоронены погибшие воины Первой мировой войны, авиаторы, врачи и сестры милосердия, погибшие на фронтах. В настоящее время на месте кладбища разбит Ленинградский парк, в котором восстановлена часовня и памятник погибшим воинам.

После прихода к власти большевиков Великая княгиня отказалась покинуть Россию, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Дзержинского и выслана из Москвы в Пермь. Историк В. М. Хрусталёв полагал, что высылка на Урал Елизаветы Фёдоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где, как писал историк, собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод. План этот осуществлялся в весенние месяцы 1918 года, когда её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», а через два месяца отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, «Всероссийская матушка», в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растёт яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней. В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли великий князь Сергей Михайлович, князь Иоанн Константинович, князь Константин Константинович (младший), князь Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича, сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).

Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

31 октября 1918 года Белая армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. В связи с отступлением белых было принято решение перевести захоронения на восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба, Великой княгини Елизаветы и сестры Варвары, были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим, где в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании было совершено погребение Иерусалимским Патриархом Дамианом.

Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году. В 1981 году Русская Православная Церковь заграницей, а в 1992 году в России причислили Великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых.

По соглашению с Фондом содействия возрождению благотворительности и милосердия «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», выставку намечено показать в других городах и весях Чукотки, где исключительно востребован пример жизненного подвига Святой Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

«Продолжение выставки о княгине Елизавете и инокине Варваре в ДНТ г.о.Анадырь (18-24.04.2019)»