Официальный сайт. По благословению архиепископа Анадырского и Чукотского Ипатия
-16.7 C
Анадырь
Четверг, 28 марта 2024г.

Храм иконы Божией Матери Знамения в Кунцеве (г. Москва)

Адрес:  г. Москва, ул. Большая Филевская д.65
Настоятель — епископ Ипатий (Голубев)
Телефон/факс: +7 (499)144-25-20
Официальный сайт прихода: http://hramvkuncevo.ru/

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 01.10.2016 храму Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве присвоен статус Представительства Анадырской и Чукотской епархии. Настоятелем храма назначен управляющий Анадырской и Чукотской епархией епископ Матфей (Копылов)

Карта
Посмотреть на карте Москвы

Расписание богослужений:

Находится на Официальном сайте прихода http://hramvkuncevo.ru/raspisanie

MagazinCoverЖурнал «Православные храмы»

Наиболее полная и достоверная информация о храме и истории прихода вышла в апрельском номере журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам» №235. Скачать и прочитать его можно на нашем сайте.

История храма

Храм Божией Матери «Знамение» в Кунцеве построен в 1744 году Александром Львовичем Нарышкиным, позже был перестроен в начале XX века. От старого храма остался лишь фундамент и западная стена. Перестройка храма велась на средства вдовы Надежды Григорьевны Солдатенковой супруги племянника (Василия Ивановича Солдатенкова, Иван — родной брат Кузьмы Терентьевича, известного промышленника и мецената, скончался 40 лет от роду и оставил сиротой своего сына Василия, которого и усыновил (Кузьма Терентьевич). Сын Василия Ивановича, которого он в благодарность назвал Кузьмой, стал первым старостой обновленного храма.

Архитектор С. У. Соловьев составил проект храма в равеннском стиле VI века с колокольней в виде столпа, стоявшей отдельно от храма.

Храм был освящен в 1913 году. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», северный придел — во имя
великомученицы Варвары, святой покровительницы первой жены Василия Ивановича Солдатенкова, южный — во имя преподобного Василия Исповедника еп. Парийского покровителя Василия Ивановича. Здание было покрыто черепицей, облицовано плиткой и украшено рельефами, в ограде было небольшое кладбище.

До наших дней сохранились круглый световой барабан купола, украшения на внешней стороне стен (плиты с рельефами, глазурованная плитка, черепица на куполе храма, штукатурка «под кирпич»).

Богослужения были прекращены в 1932 году. Колокольня была снесена, две главки приделов сбиты, мраморный иконостас уничтожен. Разрушен и склеп Василия Ивановича и первой его супруги Варвары (местонахождение захоронений неизвестно), находившийся в южной части храма. Храм был переоборудован под фабрику, лыжную базу, библиотеку,военно-спортивный клуб.

В 1991 году из Франции правнуком Л. Т. Солдатенкова, протоиереем Николаем Солдатенковым, была передана опись ценностей. Опись свидетельствует, что святынями храма были: два напрестольных креста со святыми мощами, икона Святителя Николая в серебряной ризе (вывезенная из села Бородино при нашествии Наполеона), две серебряные дарохранительницы (одна из которых — времен Петра I, а вторая относилась к временам императрицы Елизаветы Петровны).
Сейчас внутреннее убранство храма восстанавливается. Пол сохранился с 1913 года. Обновление храма произошло 11 сентября 1991 года. Храм был освящен великим чином в 2000 Святейшим Патриархом Алексием II. В настоящее время Указом Президента Храм включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Престол и приделы храма:

1) главный престол — освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (на плане Храма — центральная апсида, см. справа),

2) северный придел — во имя великомученицы Варвары (на плане Храма — вверху),

3) южный придел — во имя епископа Парийского (на плане Храма — внизу).
Архитектор храма Сергей Устинович (Иустинович) СОЛОВЬЕВ (1859 — 1912)

02247_20150304_233409Сергей Устинович (Иустинович) Соловьев — российский архитектор — родился 27 августа 1859 в Москве и почил 5 октября 1912 в своем родном городе, где проработал всю жизнь.

Сергей Устинович работал в архитектурных стилях эклектики, традиционного русского стиля, модерна и неоклассицизма. Начав профессиональную деятельность в период господства эклектики, Соловьёв в конце cвоей недолгой жизни создал ряд уникальных, типично московских памятников модерна, неоклассики и псковско-новгородского русского стиля.

Его собственный дом был построен по его же проекту в 1901—1902 гг. на углу Большого Ржевского и Хлебного переулков.

Важнейшие постройки: Медведниковская больница, 1911–1914; Храмы в Кунцеве и Добрынихе; Cтрогановское училище, 1891; Коммерческий институт, 1910–1912. Кроме того, он занимался реставрацией таких памятников, как Успенский собор в Кремле, 1910–1912; Собор Василия Блаженного, 1894–1899, 1910–1912.

С. У. Соловьёв окончил курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества c Малой серебряной медалью, дававшей право на производство строительных работ в 1879, в возрасте всего 20 лет (исключительно редкий случай для МУЖВЗ, см. также И. П. Машков). Продолжил учебу в Императорской академии художеств, окончил ее с Большой серебряной и Малой золотой медалями (1881) и правом на зарубежную стажировку (1884–1887). C 1887 — академик архитектуры ИАХ, с 1890 входит в Московское археологическое общество. Действительный член Академии с 1902. Преподаватель Строгановского училища с 1889, директор училища в 1893–1897.

Будучи художественно одарённым мастером, Соловьёв придавал всем своим произведениям черты подлинного искусства. Тонкий стилист, он удивительно точно отбирал те элементы архитектуры итальянского Ренессанса, древней Византии, Руси или классицизма, которые отвечали особенностяи современной эстетики. — М. В. Нащокина

Разностилье работ Соловьёва объясняется как временем — расцвет его сил пришелся на годы перехода от эклектики к модерну и от модерна к ретроспективизму — так и объективными условиями работы. Соловьёв работал преимущественно на два круга заказчиков — на московские учебные заведения и на московские благотворительные учреждения семей Рахмановых, Третьяковых и Медведниковых. Разные потребности заказчиков обусловили разные стили построек — от краснокирпичной «провинциальной» эклектики до неоклассицизма и псковско-новгородского возрождения 1910-х гг, но всегда жестко ограниченные сметой.

Пожалуй, только в собственном доме в Хлебном переулке архитектор дал волю чистому искусству.

hram22Важнейшие постройки Соловьёва — общественные здания:

1891 — Cтрогановское училище (Московский архитектурный институт), Рождественка, 11. Мозаичные панно работы М. В. Якунчиковой.

1899–1901 — Ляминский приют для неизлечимо больных, Погодинская улица, 10.
1900–1904 — Медведниковская больница, Ленинский проспект, 17.
1902–1903 — Кустарный музей С. Т. Морозова (ныне Музей народного искусства), Леонтьевский переулок, 7.
1903–1906 — Третьяковский приют для слабоумных, Большая Серпуховская улица, 27 (уничтожен в 1970-е).
1904 — Женское отделение Александровского коммерческого училища, Новая Басманная улица, 20.
1904–1905 — Женское коммерческое училище, Улица Зацепа, 41/12. Соавторы П. А. Заруцкий,Н. Л. Шевяков.
1907–1912 — Аудиторный корпус и анатомический театр Высших женских курсов на Девичьем Поле, Малая Пироговская улица, 1.

Проекты перекрытий — В. Г. Шухов.

1910–1912 — Коммерческий институт (Московский педагогический государственный университет), Улица Зацепа, 43. Достроен после смерти Соловьёва А. В. Щусевым.

Менее известны работы Соловьёва в храмовом зодчестве. В 1894 он выступает с проектом реставрации Собора Василия Блаженного, в 1896 — оформляет Красную площадь и собор для коронации Николая II. С 1899 Соловьёв — член комиссии хозяйственного управления Священного Синода. В 1900–1912 он реставрирует Собор Василия Блаженного и Успенский собор в Кремле, восстанавливает церковные ограды, проектирует убранство раки св. Василия и усыпальницы Романовых в Новоспасском монастыре.

Помимо домовых церквей в общественных зданиях, им построены два крупных храма, сохранившихся по сей день:
1901–1902 — Успенский собор в общине «Отрада и Утешение» села Добрыниха, Домодедовский район Московской области.
1911 — Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Кунцеве — один из немногих уцелевших храмов в византийском стиле, построенных в предреволюционные годы на московских окраинах.
1910–1912 годы были вершиной творчества Соловьёва, строившего одновременно целый ряд крупных проектов. Архитектор умер неожиданно, не завершив многие работы.
Литература:

1) Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. М., Жираф, 2005, c.395–404
2) «Строители России. Москва начала века», М, ООО «O-Мастер», 2001 ISBN 5-9207-0001-7
3) «Предпринимательство и городская культура в России 1861 — 1914», ред. Брумфилд, Ананьич, Петров, М, «Три квадрата», 2002, ISBN 5-94607-011-08,https://www.cultinfo.ru/brumfield/articles/r_011.htm

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ ХРАМОВ МОСКВЫ

Ю. Р. Савельев, кандидат архитектуры
«Византийский стиль» в архитектуре Москвы последней четверти XIX — начала ХХ века.

Глубокое освоение принципов государственного и церковного устройства и появление системы представлений о Москве как «Третьем Риме» и о Руси как наследнице средневековой Византийской империи создавали предпосылки для следования византийским традициям в области культуры и искусства, прежде всего в церковном зодчестве. Особенно благоприятные условия к тому возникли во второй половине XIX века, когда стали изучать памятники средневековой архитектуры в Греции, Константинополе и Малой Азии. Как писал В. В. Стасов, «о византийской архитектуре имели у нас в тоновское время (1830-е — 1840-е годы. — Ю. С.) лишь самые смутные представления и начали узнавать ее гораздо позже по многочисленным рисункам русских архитекторов, пустившихся в конце 1840-х годов в Грецию и на Восток» (1).

С тех пор «византийский стиль» стал, наряду с возникшим ранее «русским», вторым важнейшим стилем православной церковной архитектуры. Храмы отличали плавные линии контура силуэта и общей композиции, обилие декоративных деталей. Силуэт купола поддерживался плавной линией аркады барабана. Стены, как правило, декорировались «полосатой» кладкой, имитирующей средневековую византийскую со «скрытым рядом» (чередование естественного камня и выравнивающей красной плинфы. — Ю. С.).

В церковной архитектуре Москвы XIX века традиционно преобладал «русский стиль», считавшийся наиболее характерным для древней столицы. «Византийская стилистика» была представлена первоклассными произведениями ведущих зодчих. Первый ее образец долгие годы оставался и лучшим в Москве: церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, созданная по проекту Н. В. Никитина (1828–1913).

Он получил архитектурное образование в Москве, с 1834 по 1841 год совершенствовал мастерство за границей, служил архитектором «по устроению Царского Села», являясь одним из основателей и в течение 15 лет — председателем Московского архитектурного общества. Долгие годы совместной работы по исследованию, охране и реставрации памятников старины связывали его с графиней П. С. Уваровой, возглавлявшей Комиссию по сохранению древних памятников Московского археологического общества.

Названная выше церковь имела в плане форму равноконечного креста. С восточной стороны к центральному объему примыкала двухъярусная апсида. Пространство алтаря освещалось только окнами второго яруса, а первый, скрытый от глаз невысоким иконостасом, окон не имел.

Талант архитектора проявил себя в необычной компоновке внешних объемов. Несмотря на традиционное пятиглавие, только центральная глава возвышалась над храмом. Выделив срединное средокрестие сводов с главным куполом, архитектор поместил боковые купола над одноэтажными восточными компартиментами приделов, а с западной стороны — над одноэтажными компартиментами нартекса. Таким образом храм олицетворял собой идею равностороннего «греческого креста», выраженную в объемной форме. Это композиционное решение было абсолютно новым, не встречавшимся ранее в произведениях «византийского стиля».

Но главным творческим достижением мастера стал храмовый интерьер. В его предпочтении внешнему облику также сказалось глубокое понимание автором основ византийского зодчества, в котором внутреннему пространству всегда уделялось больше внимания, чем внешним формам.

Вошедший в храм мог мысленно представить себя в одной из церквей Константинополя. Такой эффект достигался не только благодаря исторически точным деталям декора и обстановки, но и тонко найденными пропорциями интерьера. Более всего византийской традиции отвечала усложненность пространственного построения, читавшаяся даже в наружном облике церкви. Наличие хоров членило пространство боковых нефов на две разновеликие части — нижнюю, под изящной аркадой, отделяющую центральный неф от боковых, и верхнюю, как бы не ограниченную арками и сводами невесомого перекрытия. Глубина центрального алтаря выявлялась благодаря невысокой, всего в два яруса, алтарной преграде. Данный интерьер являлся одним из лучших примеров архитектуры «историзма» в первопрестольной.

«Византийский стиль» с элементами «романского» именно в Москве стал характерным для приютов и богаделен, сооружавшихся на средства купцов. Одним из первых в этой череде стал храм при Рукавишниковском приюте (архитектор А. Л. Обер, 1879).

Спустя десятилетие Обер создает целый ансамбль Дома призрения братьев Боевых напротив Бахрушинской больницы, с церковью святителя Николая Чудотворца.

А. Л. Обер (1835–1898), архитектор Пречистенской части, был не чужд истории и археологии. Являясь деятельным сотрудником Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества, помощником архитектора Оружейной палаты, он реставрировал Сухареву башню. Никольский храм Дома призрения братьев Боевых, увенчанный куполом на барабане «византийской» формы, был задуман им как центр архитектурной композиции. Зодчим использовались и другие детали из художественного арсенала «византийского стиля». В интерьере также применялись мотивы раннехристианского зодчества (2).

В дальнейшем при сооружении благотворительных учреждений к подобной традиции обращался и архитектор Л. Н. Кекушев (1862–1917). Сюда относится проект богадельни имени И. Н. Геер(1890-е годы; Верхняя Красносельская улица, 15). Близкое стилистическое решение храма Убежища имени С. и А. Тарасовых для престарелых (1910; улица Шаболовка, 4) избрал архитектор А. И. Рооп (1864-?). К этой же традиции примыкает часовня преподобного Димитрия Прилуцкого при Клиниках на Девичьем поле (1886–1895), возведенная по проектуК. М. Быковского (1841–1906) и в 1904 году перестроенная в церковь.

В 1883–1900-х годах московским губернским архитектором А. Г. Вейденбаумом (1840–1909) был построен небольшой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине (1883–1900). Вейденбаум, конечно, был в курсе всех новых тенденций в архитектурной профессии, так что вполне объяснимо его стремление следовать образцам общепризнанного на тот момент «византийского» направления. В пояснительной записке к проекту он писал: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня» (3).

Зодчий выбрал одно из наиболее интересных решений. Основной объем храма перекрывался большим куполом. Пространство интерьера не членилось дополнительными внутренними опорами и воспринималось как единое. Во внешнем облике все внимание уделялось форме купольного покрытия. Для большей выразительности при отсутствии барабана узкие окна были врезаны прямо в конструкцию купола. Эта архитектурная находка часто встречается в произведениях гораздо более позднего периода — ее применяли такие известные мастера какА. О. Бернардацци и В. А. Шретер.

Однако в процессе строительства от многих «византийских» декоративных элементов отказались. На фасадах отсутствовала предусмотренная проектом «полосатая» кладка — один из характерных признаков стиля. Арочная форма проемов приобрела килевидные завершения. Появилась пристроенная к главному объему колокольня — дань московской традиции; ее формы также были изменены в ходе строительных работ (4).

Великолепным примером интерпретации форм «византийского стиля» в Москве является церковь святителя Иоанна Златоуста с усыпальницей семьи Первушиных в Донском монастыре (1888–1891). Она строилась по проекту архитектора А. Г. Венсана (1844–1888). Это, кстати, далеко не первый пример «византийской стилистики» в его творчестве. Иоанновская церковь принадлежала к типологической группе «с четырьмя апсидами», которые, образуя равноконечный крест, примыкали к центральному пространству, увенчанному изящной главкой. Самостоятельным элементом композиции служила невысокая звонница с прихотливо изломанной линией фронтона. Стены, полы и лестницы храма облицовывались белым итальянским мрамором, двухъярусный мраморный иконостас был выполнен опять же в «византийском стиле» — с мраморными царскими вратами и иконами.

Близкое композиционное решение архитектор М. К. Геппенер (1848–1924) применил в проекте церкви Пресвятой Троицы в Коломне (Щурово, 1892–1907). При гораздо более значительных размерах по-иному решалось пропорциональное соотношение центральной главы и окружавших ее четырех апсид. Храм казался более приземистым. Основной объем значительно превосходил размерами небольшую звонницу над главным входом. Еще меньшими были четыре боковые главки, выполнявшие чисто декоративную роль. Наряду с главным приделом, устраивались боковые. Надзор за строительством осуществлял рязанский губернский архитектор Е. Ф. Саблер.